Базовые версии программ 1С: что это такое?

Базовые версии предназначены для использования на небольших предприятиях.

Основные отличия от ПРОФ версий:

  • Базовые версии по сравнению с ПРОФ стоят в 3-4 раза дешевле. Например, 1С:Бухгалтерия базовая - 3300 р., ПРОФ - 13000 р.
  • Обновления для базовой версии предоставляются бесплатно.
  • Возможен апгрейд с базовой версии на ПРОФ, при этом деньги, уплаченные за базовую версию, полностью зачитываются в стоимость ПРОФ версии. Обратная процедура невозможна.
  • Базовые версии по сравнению с ПРОФ версиями имеют ряд ограничений, главное из которых состоит в том, что одновременно с одной с информационной базой работать может только один пользователь.

Подробнее об отличиях.

Как известно, программы фирмы 1С состоят из 2х компонентов: - платформы, т.е. исполняемых файлов, и информационной базы, которая может быть определенной конфигурации. Платформа у базовой и ПРОФ версий одна и та же, и к конфигурации она никак не привязана.

После запуска 1С Предприятия и выбора информационной базы платформа осуществляет проверку лицензий на использование 1С. Информация о лицензиях для ПРОФ версий, хранится в электронном ключе защиты, либо в виде электронной лицензии.

Если этого ключа нет, то 1С Предприятие осуществляет поиск электронных лицензий.

Электронная лицензия на ПРОФ версию - это файл, в котором хранится информация о конфигурации компьютера и на сколько пользователей (подключений к базе) она выдана. Если конфигурация в файле соответствует конфигурации компьютера, то лицензия действительна.

Лицензии на базовые версии программ - только электронные. В отличие от электронных ПРОФ лицензий, в лицензии на базовую версию указана конфигурация, для которой она действительна. Например, если на компьютере стоят базовые 1С: Бухгалтерия, Управление Торговлей, Зарплата и Управление Персоналом, то лицензий (и, соответственно, файлов) будет 3.

Если на компьютере есть ключ защиты или электронная лицензия "ПРОФ", то платформа 1С запустится в обычном режиме.

Если лицензия не обнаружена (первый запуск), то платформа предложит ее получить. Для этого информация о компьютере пользователя и виду конфигурации передается в фирму 1С, а оттуда приходит лицензионный код, разрешающий запуск на данном компьютере конфигураций данного вида. Эта информация и сохраняется в файле с лицензией.

Наиболее удобный способ получения лицензии - через интернет, занимает несколько секунд. Но если на компьютере, где установлена 1С, подключения к нему нет, то лицензионный код можно получить и по телефону, позвонив в фирму 1С.

А вот уже информационных баз с данной конфигурацией можно на этом компьютере создавать сколько угодно. Например: после установке конфигурации "Управление торговлей" могут быть созданы 3 информационные базы - "Магазин N1", "Магазин N2" и "Пробная", и потом при необходимости добавлены еще базы. Лицензию придется получить только один раз - при первом открытии первой базы. Сами информационные базы могут размещаться как на локальном диске компьютера, так и в сети.

Файл с лицензией хранится в каталоге с платформой, так что даже если удалить из списка баз и с компьютера все информационные базы, то лицензия все равно сохранится. И последующее создание новых информационных баз данного вида получать ее заново не придется.

Если платформа была запущена с электронной лицензией базовой версии, то она запускается в "режиме ограничения функциональности". Платформу, работающую в таком режиме, мы далее будем называть базовой платформой, а Ограничения данного режима мы будем далее называть ограничениями платформы. Платформу, работающую в обычном режиме мы будем называть ПРОФ платформой.

Теперь о конфигурациях. В составе "базовых" версия программ 1С поставляются "базовые" конфигурации, которые практически идентичны обычным ("ПРОФ") конфигурациям. Например, несмотря на то, что эти конфигурации предназначена для ведения учета только по одной организации, сам справочник "Организации" присутствует и по своим реквизитам аналогичен соответствующему справочнику в ПРОФ версии. Точно так же во всех документах присутствует реквизит "Организация". Таким образом, практически все дополнительные внешние отчеты, обработки, печатные формы, разработанные в ПРОФ версии, будут работать и в базовой без какой-либо модификации, и наоборот.

Основные отличия базовой конфигурации состоит в том, что в ее название добавлено слово "Базовая", в модулях справочника "Организации" и плана обмена "Полный" добавлена блокировка на ввод новых элементов (подробнее см. ниже), и эти модули поставляются без исходных текстов. Эти ограничения мы будем называть ограничениями конфигурации.

Заметим, что базовая конфигурация может быть открыта ПРОФ платформой, при этом со стороны платформы ограничений больше нет. Если предприятие, пользующееся базовой версией, приобрело ПРОФ версию программы, то переход выполняется в 2 этапа:

  • на компьютер устанавливаются аппаратные лицензии (ключ защиты) либо электронные лицензии, после чего платформа начинает работать в обычном режиме (ограничений платформы больше нет, продолжают действовать только ограничения конфигурации)
  • производится обновление конфигурации с базовой версии на ПРОФ. Данный этап необязательный и производится по желанию пользователя. Если не требуется вести в одной базе учет по нескольким организациям или использовать встроенные средства создания распределенной базы, то можно как обновить конфигурацию до ПРОФ версии, так и продолжать использовать "базовую" верисю конфигурацию.

При переводе платформы в "ПРОФ" режим продолжать использовать "базовую" версию конфигурации имеет смысл, если необходимо сохранить возможность открытия информационной базы "базовой" платформой. (При открытии конфигурации ПРОФ платформой как в режиме Предприятие, так и в режиме Конфигуратор, а также установке обновлений от фирмы 1С в ПРОФ конфигураторе признак "базовой" версии у информационной базы сохраняется, т.е. ее можно переписать на компьютер, где платформа работает в "базовом" режиме, и она нормально откроется.).

Пример: Предприятие приобрело базовую версию "Управления торговлей". Фактически всю деятельность ведет только один человек - директор и он установил эту программу на свой ноутбук. По мере развития предприятия функции по заключению сделок перешли к сотрудникам, было решено организовать локальную сеть и поставить ПРОФ версию программы. Однако, директору необходимо сохранить возможность просмотра информации (отчетов) компании, находясь при этом вне офиса. Сам он в базу больше никакую информацию не заносит. Возможности организации удаленного доступа к компьютерной сети нет. Все операции осуществляются от одного юридического лица. В таком случае имеет смысл приобрести ПРОФ версию в дополнение к существующей базовой (т.е. без использования апгрейда) и продолжать использовать "базовую" версию конфигурации, тогда директор сможет периодически копировать базу себе на ноутбук и просматривать все необходимые отчеты автономно.

Однако, некоторые конфигурации содержат дополнительные ограничения. Например "1С: Бухгалтерия базовая редакции 2.0" тне позволяет проводить документы, если с базой работает более 1го пользователя.

Особняком стоит программа Управление торговлей 8 / редакция 11, которая содержит дополнительные ограничения.

Подробнее об ограничениях.

1. При работе платформы в базовом режиме, информационная база открывается монопольно, соответственно работать с ней может только один пользователь. В конфигурации ограничений нет. Также как и в ПРОФ версии присутствует список пользователей, для каждого из которых могут быть настроены права. Эти пользователи могут работать в разное время (например в магазине днем с программой в магазине работает продавец, а вечером - администратор).

2. В одной базе можно вести учет только по одной организации. При попытке записи нового элемента в справочник "Организации" выдается сообщение об ограничениях в базовой версии. Это ограничение конфигурации, оно работает независимо от того, в каком режиме работает платформа.

Поэтому, если при использовании базовой версии нужен учет по нескольким организациям, то на каждую надо завести отдельную информационную базу. В том случае, если две эти организации имеют, например, общую номенклатуру (одна - оптовая фирма продает товары как своим клиентам, так и второй фирме - розничную магазину), то Вы можете заводить эту номенклатуру в базе оптовой фирмы, а потом перегружать в розничную. А воспользовавшись специальными обработками, даже создать приходные накладные на основании расходных в оптовой фирме и наоборот. Найти такие обработки можно на сайтах, посвященных 1С, например infostart.ru. То есть двойную работу делать не придется.

3. Не поддерживается изменение конфигурации, можно применять только типовую конфигурацию и устанавливать ее обновления.

Как и у других типовых конфигураций, поставляемых фирмой 1С, после установки "конфигурация находится на поддержке, объекты поставщика не редактируются". При запуске "базовой" платформы, в режиме "Конфигуратор" в меню "Конфигурация - Поддержка" будет отсутствовать пункт "Настройка поддержки...", таким снять конфигурацию с поддержки, а соответственно и изменить что-либо в конфигурации нельзя.

Кроме настройки поддержки, будут отсутствовать пункты меню, связанные с хранилищем и поставкой конфигурации. Но на малом предприятии данные функции и не нужны.

В то же время все остальные возможности конфигуратора полностью доступны - можно просматривать формы, макеты и тексты модулей, создавать и редактировать внешние отчеты и обработки, производить сравнение конфигураций (например, до и после обновления).

Функции отладчика также доступны, так что если Вы видите, что программа неадекватно реагирует на действия пользователя, Вы можете точно также как и в ПРОФ версии воспользоваться отладчиком, чтобы понять, является ли причиной этого ошибка в конфигурации или некорректные действия пользователя.

"Базовую" конфигурацию можно снять с поддержки и отредактировать конфигуратором ПРОФ платформы, но в этом случае она перестанет соответствовать виду, указанному в электронной лицензии, поэтому открыть ее базовой платформой будет нельзя.

Для использования с базовой версией все необходимые дополнения должны быть выполнены в виде внешних отчеты и обработки. Это абсолютно реально - пользователем базовых версий являются малые предприятия, и глобальные переделки им не нужны, они и встроенные то возможности используют лишь в небольшой части,

4. Не поддерживается работа в варианте клиент-сервер.

Клиент-серверный режим работы используется крупными предприятиями (там где число одновременно работающих пользователей превышает 10-30 человек, в зависимости от используемой конфигурации и интенсивности работы). Для базы, которой пользуется 1 человек, он совершенно не актуален.

5. Не поддерживаются COM-соединение и Automation-сервер.

COM-соединение и Automation-сервер - это средства взаимодействия между различными установленными на компьютере программами. Как правило, применяются для организации оперативного обмена данными.

Это ограничение "базового режима" платформы. Под управлением "ПРОФ" платформы данные функции работают. (В базовых конфигурациях есть даже (непустой) модуль внешнего соединения).

Не могу сказать, чтобы это ограничение как-то серъезно мешало работе. Самой конфигурацией эти механизмы не задействуются. А всякого рода доработки можно выполнить и без этих средств - есть много других.

Примечание: не работают они только на "вход", т.е.таким образом нельзя запустить 1С. А вот в самой 1С создавать COM и OLE объекты в базовой версии можно безо всяких ограничений.

6. Не поддерживается работа распределенных информационных баз.

Это - ограничение конфигурации. Недоступно только создание РИБ встроенными средствами конфигурации.

Пояснение. Во всех основных типовых конфигурациях разработанных 1С, есть план обмена "Полный", предназначенный для создания распределенной информационной базы. В базовой конфигурации он также присутствует, но добавление в него узлов запрещено средствами конфигурации. В конфигурации "Зарплата и управление персоналом" в дополнение к "Полному" аналогичным образом ведет себя план обмена "ПоОрганизации".

Все остальные встроенные возможности по обмену данными работают в полном объеме, в т.ч.:

  • обмен данными с другими конфигурациями (например Торговля <=> Бухгалтерия, Зарплата <=> Бухгалтерия и т.п.). Например, в магазине установлено "Управление торговлей", а у бухгалтера - "1С: Бухгалтерия".
  • обычная выгрузка-загрузка данных (как осуществляемая посредством встроенной обработку "выгрузка данных в идентичную конфигурацию", так и с помощью иных обработок по переносу информации, разработанных как 1С, так и сторонними разработчиками)
  • встроенные средства обмен данными со сторонними системами (например, выгрузка-загрузка данных в "банк-клиент")

Разумеется возможно использовать и собственные процедуры обмена, разработанные как с использованием имеющихся в конфигурациях остальных объектах типа "план обмена", так и работающих без таковых (все возможности встроенного языка по созданию изменению, записи объектов в ИБ полностью доступны). Например, индивидуально разработанную выгрузку каталога товаров на сайт компании и загрузку с этого же сайта заказов покупателей.

И немного финансовых расчетов

В ситуации, когда предприятие только что создано, и пользователь только один, есть прямой смысл приобрести именно базовую версию - на ПРОФ всегда можно перейти, а деньги за обновления платить не надо.

Например, 1С Бухгалтерия ПРОФ + обновления в течение 3х лет (подписка на ИТС ТЕХНО, учитывая первые 3 месяца бесплатных) обойдется в 47,452 руб.
А базовая версия - 3,300 руб., т.е. в 14 раз меньше.

Кстати если учитывать стоимость обновлений, то базовая версия обходится дешевле даже нелицензионных копий.

Судите сами. Диск типа "Все для бухгалтерии" стоит на компьютерных рынках порядка 200 руб. На первый взгляд это очень дешево. Но обновлять программу надо как минимум по истечении каждого квартала, когда надо сдавать отчетность (т.к. наши законодатели, заботясь об упрощении работы малого бизнеса, постоянно вводят новые формы отчетности и меняют существующие). А по истечении года (4го квартала) даже 2 раза, так как сроки сдачи годовой отчетности растянуты на 3 месяца и что-то сдается в январе, а например, изменения к форме, сдающейся в марте, могут выйти в феврале. За 3 года это еще 15 (4+1) * 3 обновлений, каждое опять по 200 руб. Кроме того, примерно раз в год происходят изменения, не связанные с отчетностью (меняются формы счетов-фактур, платежных поручений и т.п.). Это еще 3 обновления, опять по 200 руб. Итого затраты 200 + 3,000 + 600  = 3,800 руб. против 3,300 за лицензионную программу.

При этом пользователь нелицензионной программы не имеет ни документации, ни возможности пользоваться услугами линии консультаций и технической поддержки. Не говоря уже про все остальные проблемы, связанные с эксплуатацией такого ПО.

Обновлено 09.04.2015 19:36
 
home search